другим.
— М-да, — произнес он. — Все они очень хороши, не так ли?
Преподобный Пауэлл поинтересовался, как Шрила Прабхупада относится к Иисусу.
— Преданные почитают Его как божественного представителя Господа, Сына Бога, — ответил Прабхупада.
— А каковы Его взаимоотношения с Господом Кришной? — спросил Преподобный.
— Иисус Христос исходит из Кришны. Христос означает «Кристо» или «Кришто» или «Кришна».
Преподобный выразил Прабхупаде свое одобрение по поводу той «прекрасной работы», которую он проделал, распространяя Движение сознания Кришны в Австралии и привлекая впечатляющее количество молодежи. Он упомянул и о спасенных из огня пожара женщинах. Преподобный Пауэлл заметил, что, кажется, большинство учеников Шрилы Прабхупады в Австралии, молоды.
Прабхупада подтвердил это.
— Да, молоды. У них есть мозги, они восприимчивы.
Преподобный от души рассмеялся.
Несколько позже, во время беседы Преподобный спросил о кастовой системе. Шрила Прабхупада велел Сатсварупе прочитать полный текст и комментарий к 13 тексту 4 Главы Бхагавадгиты, в котором говорится, как Кришна создал четыре части человеческого общества, в соответствии с качествами материальной природы и порождаемой ими деятельностью.
Преподобный снова внимательно выслушал Прабхупаду, а затем сказал:
— Первая часть напомнила мне иисусову притчу о талантах: один получил два таланта, другой пять, а третий десять.
Преподобный имел в виду одну из причт Иисуса, в которой хозяин раздавал таланты — монеты — трем своим людям, говоря, что через некоторое время он вернется и потребует их назад.
Шрила Прабхупада, однако, похоже, не понял, в каком смысле Преподобный употребил слово «талант» и ответил по-своему, имея в виду «особую склонность или способности».
— Таланты описаны, — сказал он и повернулся к Сатсварупе.
— Найди в восемнадцатой главе: шамо дамас титикша… Таланты подразделяются на четыре категории: категория брахманов, категория кшатриев, категория вайшей и категория шудр. Они описаны здесь.
Сатсварупа прочитал из Бхагавадгиты о качествах брахмана: «спокойствие, самообузданность, аскетичность, чистота, терпимость, честность, мудрость, знание и религиозность — вот качества тех, кто занят брахманской деятельностью.
— Это человек высшего класса, — добавил Прабхупада.
Священник, видимо понимая, что Прабхупада говорит о чем-то более глубоком, чем видимая поверхностная тема разговора, не стал настаивать на своем понимании. Он предположил, что эти качества подобны «плодам Духа Святого», о которых говорится в Новом Завете31.
Шрила Прабхупада позаботился о том, чтобы гость не ушел без прасада. Преподобный Пауэлл и оглянуться не успел, как в руках у него уже была полная тарелка больших, сочных гулаб-джамунов. Преподобный заколебался.
— Попробуйте, — подбодрил его Прабхупада.
— Благодарю вас. Я… м…
— Ешьте, пожалуйста.
— Прямо сейчас?
— Да.
Преподобный еще раз поблагодарил Прабхупаду и зажмурившись, откусил кусок от сочного сладкого шарика.
— М-м-м. Очень сочный. М-м-м. М-м-м.
Преподобный с удовольствием жевал, причмокивая, пористый сочный шар.
— Никогда не пробовал ничего подобного.
Вытирая губы платком Преподобный задал последний на сегодня вопрос.
— Вы полный вегетарианец, то есть, не едите никакого мяса и яиц тоже?
— Мы даже не вегетарианцы, — ответил Шрила Прабхупада, слегка покачав головой.
— Да? — удивился Преподобный.
— Да. Мы не вегетарианцы, и не невегетарианцы. Мы едим только Кришна-прасадам. Мы «прасадарианцы», поскольку не едим ничего, что не было предложено Кришне. Блюда готовятся в соответствии с указанием Кришны, а когда Кришна поест, мы принимаем остатки Его пищи. Поэтому мы не относимся ни к вегетарианцам, ни к невегетарианцам. Мы находимся за пределами всего этого.
* * *
Шрила Прабхупада продолжал беседовать с Сатсварупа-дасом Госвами и другими о программе в Семинарии Св. Паскаля.
— Священники, сегодня утром, похоже, остались очень довольны.
Читтахари подтвердил, что так оно и было. Он упомянул о монахе из другого монастыря, который приходил на лекцию и говорил потом преданным, что, как он понял, Шрила Прабхупада питает к Господу Иисусу искренне почтение.
Прабхупада согласился.
— Да, мы должны иметь почтение. Нужно уважать тех, кто достоин уважения. Это философия Чайтаньи Махапрабху. Аманина манадена, не ожидай никакого почтения для себя, но сам выражай почтение каждому. В этом сознание Кришны. Я ничего не ст?ю. Даже если передо мной муравей, он все равно достоин моего почтения. Поэтому я сразу сказал, что Св. Франциск обладал сознанием Бога, ведь он даже с деревьями обнимался, а это несомненно сознание Бога, развитое сознание Бога. Потому что всё и вся — суть неотъемлемые частицы Бога.
Прабхупада стал описывать свое детство.
— На самом деле, всему, что я делаю сейчас, научили меня мои родители, моя семья. Нас учили: «Вот рисовое зернышко на земле, и если ты коснешься его ногой, ты должен поднять его и коснуться им своей головы». Так нас учили. За этим стоит понимание того, что зерно риса сделано не человеком. Оно послано Богом. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». И вот он, хлеб. Это милость Божья… А то, что дано Богом, тоже Бог. Это и есть сознание Бога. Вы не можете произвести рис. Вы не можете произвести хлеб. Они даются Богом.
Прабхупада продолжал прославлять Иисуса Христа.
— Кто откажется выразить почтение Иисусу Христу? Он пожертвовал ради Господа всем, даже собственной жизнью. Так каким же надо быть мошенником, чтобы не оказывать Ему почтения? Что дурного он сделал человеческому