но понимает науку переселения души. А важный профессор Котовский из Москвы говорит: «Свамиджи, когда умирает тело, приходит конец всему». Люди в эту эпоху так деградируют, сказал он, что Господь Чайтанья Махапрабху приходит, чтобы дать им очень и очень простой метод духовного возвышения.
Шрила Прабхупада с любовью посмотрел на сияющие золотые образы Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды на крайнем слева алтаре. Воздев руки, Они приглашали каждого танцевать и отведать нектара Святого имени Кришны. На Их лицах играла нежная сострадательная улыбка.
Прабхупада завершил свою лекцию.
— По милости Чайтаньи Махапрабху мы установили эти Божества в вашей стране. Вам очень посчастливилось, что Чайтанья Махапрабху пришел к вам, чтобы научить вас, как избавиться от всех тревог, а Он пришел именно ради этого. Каждый, кто принимает участие в харинаме — пении Святых имен Господа — может понять, что такое вкус жизни, что такое вкус наслаждения.
Наше Движение сознания Кришны старается распространить это знание как можно шире, и по милости Кришны у нас появился этот храм в Мельбурне. Спасибо нашему возлюбленному ученику Шриману Мадхудвише Свами. Я прошу вас лишь об одном: пожалуйста, воспользуйтесь этой возможностью. Просто приходите сюда, воспроизводите своим языком эту вибрацию: «Харе Кришна», и принимайте столько прасада, сколько вместит ваш желудок, и вы станете преданными. Большое спасибо.
Снова началась киртана, а после нее Шрила Прабхупада вернулся к себе. Он велел — в продолжение благоприятной церемонии установления Божеств — каждый вечер на протяжение двух недель устраивать пир. Так и было сделано. По окончании программы гости и преданные собрались прямо под комнатой Прабхупады, в Зале Пармапары и насладились роскошными прасадом, который приготовил Двайпаяна.
Вторник, 20 мая 1975 года
Когда Шрила Прабхупада уходил на утреннюю прогулку, группа преданных собиралась в его комнате на ежедневный уборочный марафон. Шесть девушек распределяли между собой разнообразные обязанности, и за час до прихода Прабхупады его гостиная, спальня и ванная сияли чистотой от пола до потолка. Каждая поверхность была либо вытерта, либо вычищена. Полы мыли водой, ароматизированной эвкалиптовым маслом, ковры чистили пылесосом, бронзовые и стеклянные предметы полировали, а белые льняные наволочки на подушках и валиках меняли. По стенам развешивали цветочные гирлянды, в вазы ставили свежие букеты.
Кто-то начинал растирать сандаловую пасту с шафраном, камфорой и розовой водой, чтобы нанести ее Прабхупаде на лоб. Наконец, зажигали благовония и готовили корзинку с цветочными лепестками, чтобы сыпать их Прабхупаде под ноги, когда он возвращался. Поскольку женщинам обычно доставалось не так много личного общения с Прабхупадой, для них это была особая возможность послужить ему тем, в чем они наиболее искусны. Для них этот напряженный труд любви ничем не отличался от непосредственного поклонения храмовому Божеству.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур подтверждает это: «Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он — Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные Писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель — истинный представитель Шри Хари, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосу его стоп».
* * *
Утренняя прогулка в ботаническом саду сопровождалась живым обменом вопросами и ответами. Хари-шаури рассказал, что в одной из последних газет рекламировали книгу об эволюции человека. В этой книге говорилось, что на этой планете существует около двух миллионов видов. Прабхупада не согласился.
— Два миллиона? Нет. Восемь миллионов четыреста тысяч.
Амогха поинтересовался, сосчитаны ли 400000 видов человеческих тел с учетом национальных особенностей. Прабхупада сказал, что это «дурацкая, никуда не годная идея».
— В шастрах, — сказал он, — в Писаниях говорится о планетах, а не о странах. Нет там такой вещи, как «национальность». Все эти «государства» и «национальности» появились значительно позже.
Один преданный спросил, какая связь между выпадением дождей и греховной жизнью.
— Чем больше вы грешите, — объяснил Прабхупада, — тем меньше дождей выпадает. Нестабильной погодой природа нас наказывает. В Бенгалии говорят: «дине джал ратри э тар, сеи джанме сукха дхар — если весь день идет дождь, а ночью видно звезды, можешь быть уверен, что будет недостаток дождя, а потом недостаток полновесного зерна». Лучше всего, когда ночью идет сильный дождь, а днем сияет солнце, тогда поля будут очень плодородными.
— И если мы расширим Движение сознания Кришны… — начал Хари-шаури.
— Тогда дожди будут идти регулярно.
Прабхупада и ученики подошли к северной оконечности Озера Белых Кувшинок. Нежные лучи утреннего солнца освещали напоминавшую ковер лужайку, на которой кормились водяные курочки и угольно черные шотландские куропатки и ворковали, помаргивая, пестрые дикие голуби. Прабхупада умолк, спрятав лицо в коричневый шерстяной воротник своего теплого розового пальто. Затем, ни к кому в особенности не обращаясь, он произнес:
— Откуда столько разнообразных форм жизни?
— Ученые говорят, — попытался ответить Амогха, — что вначале были одноклеточные, потом пытаясь приспособиться, одни погибли, а другие выжили. Так что все эти виды есть результат приспособления к различным условиям.
— А кто устроил так? Кто все это сделал? —Прабхупада взглянул на Амогху насмешливо-вопросительно.
— Ну, они говорят, что это произошло случайно.
Прабхупада помрачнел.
— Вздор! Ничего случайного