один, два, три, четыре, пять. И они… они различаются, это пять отдельных пальцев. Как они могут слиться в один. Что это за процесс?
— Как называется?
— Нет. Есть у него название или нет — неважно. Как эти пять пальцев могут слиться в один. Расскажите мне.
Прабхупада ответил на свой собственный вопрос. Он опустил руку и взялся за микрофон, стоявший у него на столе.
— Вот предмет. Все пять пальцев хватают его.
Он поднял микрофон, держа его пальцами.
— Они становятся едины. Хотя их по-прежнему пять — один, два, три, четыре, пять — они объединились.
— Объединились?
— Да. Если у них общий интерес — схватить предмет — они объединяются.
Шрила Прабхупада поставил микрофон на стол.
— Это означает, что вы не можете потерять свою индивидуальность. Но если у вас общий интерес, вы сливаетесь. Понимаете? Например, вы все — австралийцы. Как вы можете слиться в австралийской концепции? А так: поскольку вы все австралийцы, у вас общий интерес. Итак, индивидуальность нельзя уничтожить. Это невозможно. Вы все индивидуальны. Но когда вы объединяете свои интересы, тогда вы сливаетесь в одно. Ваша индивидуальность отличается от его индивидуальности. Его индивидуальность отличается от индивидуальности третьего человека. Он отличается от вас. Но, поскольку у вас общий интерес, вы составляете единое целое. Вот как мы, например. Мы все индивидуальны. Но интерес у нас общий — это Кришна. Поэтому мы едины.
* * *
Сегодня во время массажа Шрила Прабхупада дал Упендре рецепт маринованных баклажанов. Маленькие недозрелые баклажаны нужно аккуратно порезать и потушить в небольшом количестве масла со специями, пока они не станут мягкими. Добавить немного сахара и уксуса и набить в банку. Получится очень вкусно, сказал Прабхупада — мягкие, сладкие, острые и кисловатые баклажанчики.
* * *
Упананда и Хануман-Прасад Госвами решили разрекламировать первый визит Шрилы Прабхупады в Мельбурн как подобает. Что может быть лучше, подумали они, чем яркий, красивый плакат. Перед самым приездом Прабхупады, всего за несколько дней до его прибытия, Упананда вбежал наверх с пачкой только что отпечатанных плакатов. Он пошел в комнату Прабхупады, которую преданные ремонтировали, и уронил тяжелую пачку на свеже-отшлифованные доски пола, среди лестниц и полупустых банок краски. Преданные в заляпанных краской комбинезонах поспешно спустились вниз с лесов и бросились подбирать и рассматривать плакаты. То, что они увидели, произвело на них впечатление.
В центре яркого, привлекающего взгляд плаката сидел скрестив ноги, в эффектной позе Шрила Прабхупада. Этот известный снимок в профиль был сделан в Конвей-Холле, в Лондоне несколько лет назад и навечно занял свое место на обложке журнала «Назад к Богу». Прабхупада, сидящий с закрытыми глазами, утопая в цветах и гирляндах, мягкими складками спускавшихся к нему на колени, буквально сиял на темном фоне. Его указательный и большой пальцы были соединены, а средний палец вытянут — это была джнана-мудра, указывающая на то, что он учит. Он выглядел величественным и авторитетным, но при этом бесконечно спокойным.
Крупная надпись под изображением гласила:
Святые Индии тысячелетиями достигали запредельного царства Сверхсознательного повторяя священные гимны. И вот теперь Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада 108 несет это Сознание Австралии — тем, кто ищет просвещения.
В МЕЛЬБУРНСКОЙ РАТУШЕ
7-ГО АПРЕЛЯ В 20 ЧАСОВ
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Вверху плаката огромными кремовыми буквами было набрано:
ДЖАГАТ–ГУРУ
Духовный учитель вселенной.
Упананда знал, что это заявление, хотя и звучало дерзко, но не противоречило ведическим авторитетам. Санньяси-майявади*, принадлежавшие к школе имперсонализма и считавшие лишь себя самих единственными знатоками философии Веданты, провозглашали себя не просто гуру, а джагат-гуру, то есть, духовными учителями всего мира, но Шрила Прабхупада писал в Чайтанья-чаритамрите:
Конечно, они не могут видеть весь мир. Иногда они наряжаются в роскошные одежды и едут посреди пышной процессии на слонах, гордые собой, считая себя джагат-гуру.
Однако Шрила Рупа Госвами объясняет, что выражение «джагат-гуру» по-настоящему относится лишь к тем, кто управляет своим языком, умом, словами, желудком, гениталиями и гневом. П¦тхив‡ са ±ишй…т. Такой джагат-гуру обладает необходимой квалификацией, чтобы принимать учеников повсюду в мире…
К моменту приезда Шрилы Прабхупады Мельбурн весь сиял красно-кремовыми плакатами. Стены, мосты, здания и витрины магазинов были сплошь заклеены. Плакатов не было только на самых недоступных поверхностях. Особенно постарались преданные в университетских городках — Фицрое и Карлтоне, в многообещающих местах сборищ хиппи, таких как улица Гревилля, Праран и Большой Дансинг, а также в популярных ресторанчиках — Фидуэл-Фаундри и Шакахари, где голодные мельбурнские эклектики жевали хунзские пироги или прихлебывали суп мисо и беседовали о «дзен» и «Тибетской книге мертвых».
На улицах раздавали маленькие копии этого же плаката в виде листовок. Магазины для наркоманов и альтернативные книжные лавки согласились вывесить плакаты в своих витринах.
«Век» обещала «…приятный вечер… прекрасный случай послушать Свами, истинного представителя таинственной маха-мантры… Шанс узнать Движение «Харе Кришна» чуть