лучше».
Тогда, в начале1972, мельбурнская молодежь интересовалась всем альтернативным. Америка уже пережила в шестидесятых апогей развития контр-культуры хиппи, завершившийся знаменитым «Летом любви» в Сан-Франциско, в Хэйт-Эшбери. Австралию же расцвет контр-культуры еще только ожидал.
Итак, когда на западном побережье США психоделический бум уже почти закончился, и беззаботный юношеский оптимизм невинности 60-х начал постепенно тускнеть, молодые мельбурнцы мучительно (гораздо менее мучительно, впрочем, чем американские их собратья) искали более глубокой духовной реальности.
* * *
Звон колокольчиков возвестил о начале вечерней арати. Шрила Прабхупада в сопровождении Хануман-Прасада Госвами и своего секретаря Шьямасундары медленно сошел по лестнице вниз. Они вошли в маленькую алтарную и предложили свои поклоны золотым Божествам Радхи и Кришны.
Кроме пуджари, Шрилы Прабхупады и его сопровождающих, в храме никого не было. Все преданные были заняты — украшали похожую на пещеру Мельбурнскую ратушу цветами, выгружали инструменты, картины, благовония и коробки со сладостями. Шрила Прабхупада и его помощники вышли в холодноватый осенний вечер и сели в ожидавший автомобиль. Шьямасундара медленно тронул с места «хольден» последней модели и повел его по улицам Сент-Кильды к центру Мельбурна.
У моста на улице Свонстона движение замедлялось. Вокруг суматошные толпы спешили за покупками — был вечер пятницы. Поскольку группа Прабхупады выехала заранее, Шьямасундара решил провезти Прабхупаду по городу, а Упананда изо всех сил старался, выполняя роль гида.
— Вот Почтамт, Шрила Прабхупада… Здесь мы устраиваем харинамы, а вот Городская Площадь — там вокзал…
Шрила Прабхупада с интересом осмотрел викторианские здания на углу улиц Бурке и Елизаветы, но он смотрел не глазами туриста.
— Если эти здания будут продаваться, — сказал он, — нам следует их купить.
Автомобиль проехал по многим улицам города. На улице Бурке Шрила Прабхупада взглянул на ярко освещенный универсальный магазин — «Бакли и Майер», на его роскошно оформленные витрины и праздничные пасхальные украшения, на его модные магазины и лавки ювелиров.
— Любой индиец, попавший в Мельбурн, будет поражен уровнем жизни, — засмеялся Прабхупада. — Он подумает: «О! Я, наверное, в раю». Индийским городам очень далеко до здешнего материального процветания.
За несколько минут до восьми часов автомобиль повернул на улицу Свонстона и въехал в парадные ворота ратуши. Люди все еще потоком шли через главный вход. Шрила Прабхупада и Шьямасундара вошли в комнату ожидания за сценой под звуки мощной и страстной «разогревательной» киртаны, ведомой столь же мощным, страстным и горячим Нанда-Кумарой.
Прабхупада вышел на сцену и оказался в зале, воздух в котором был наполнен ароматом благовоний. Загремели мриданги, преданные подпрыгнули, бешено ударяя в караталы и в самозабвении крича: «Джая Прабхупада, джая Прабхупада! Джая Прабхупада, джая Прабхупада!»
Шрила Прабхупада быстро сел на большую, украшенную цветами бледно-зеленую с лимонным вьясасану, привезенную из храма, золотая отделка которой сияла в свете мощных софитов.
Как только киртана закончилась, Прабхупада произнес молитвы, выражая почтение предшествующим духовным учителям. Он взял свои сверкающие караталы и запел: «Джая Радха-Мадхава, кунджа бихари…» Голос его был мощен и полон духовных переживаний.
Для преданных, с радостью усевшихся в полукруг у его ног на большой сцене, это был еще один случай близкого, блаженного общения с их духовным учителем.
Зал был набит до отказа: около 2000 человек охотно откликнулись на приглашение преданных. Это была довольно разноликая аудитория: молодые люди в джинсах и кафтанах, в самокрашенных, разрисованных кругами рубашках и бусах, девушки в индийских марлевочных рубахах и мятых бархатных жакетах, преподаватели и студенты, домохозяйки, мужчины в водолазках, с волосами до плеч, и «старики» из Теософского общества.
Обширный зал замер в ожидании. Шрила Прабхупада надел очки в темной оправе и закрыл глаза.
— Мунайа® с…дху п¦ш¬о `ха бхавадбхир лока-мангалам, йат к¦та® к¦шЈа-сампра±но йен…тм… супрас‡дати.
Шрила Прабхупада решил, что будет читать стих 5 Второй главы Шримад-Бхагаватам, которая озаглавлена «Божественность и божественное служение». Сута Госвами обращается к мудрецам, собравшимся в Наимишаранье и вопросившим его об Абсолютной истине.
— О мудрецы, вы задали правильные вопросы. Ваши вопросы очень ценны, потому что касаются Господа Кришны, а потому служат ко благу всего мира. Только вопросы такого рода способны полностью удовлетворить личность.
Голосом громким и сильным Шрила Прабхупада подчеркнул, что Движение сознания Кришны — не современная выдумка, оно очень древнее и авторитетное.
Прабхупада подробно описал хрупкость человеческой жизни и горе, приносимое рождением, старостью, болезнями и смертью.
— Наше положение во чреве матери очень ненадежно. Это знает каждый врач. Мы вынуждены существовать там, словно втиснутые в сумку, без всякого доступа воздуха. Представьте себе, если бы сейчас вас оставили без воздуха, вы умерли бы через три минуты или через три секунды. А в лоне своей матери мы проводим десять месяцев или даже больше в стиснутом состоянии, без воздуха. Вы только представьте себе, насколько это мучительно! Это практика. Мы можем забыть — мы уже забыли так много разного, но это не значит, что тех страданий не было.
— Подобным же образом, — продолжал Прабхупада, — в момент смерти страдания настолько ужасны, что мы вынуждены покидать свое тело. А иногда мучения уже при жизни достигают