Богу известны дела всех. Вот в чем разница.
Внезапно по рядам прокатился шум. Преданные увидели высокого бородача, который уверенно шагал по проходу к микрофону. Одет он был как Великий Мерлин: остроконечная черная шляпа, украшенная серебряной луной и звездами, трико и развевающийся черный плащ. Это был известный всему Мельбурну Чародей!
Бывший студент-социолог, он был не то тираном, не то сумасшедшим, и Университет Нового Южного Уэльса официально признавал его своим чародеем. Большой специалист в игре словами и буффонаде, он выступал в основном перед ученой публикой. Считалось, что он занимается исследованиями в области «снятия напряжений с помощью абсурдного поведения». Преданные не раз встречались в Чародеем с самого своего появления в Мельбурне. Иногда он пытался публично оскорблять их на Городской Площади. В общем, он был безобиден, но иногда досаждал преданным, а порой довольно сильно раздражал их.
Теперь его грубое, необузданное поведение привело его в соприкосновение со Шрилой Прабхупадой, и преданные с интересом ждали, что Прабхупада сделает с ним.
Чин чином взял он микрофон и, больше для того, чтобы подразнить старшее поколение слушателей и вызвать восхищение своих последователей-хиппи, заговорил как обычно громко и страстно:
— Я хотел бы задать вопрос Его Божественной Милости. Точнее, я хотел бы высказать свое мнение. Я знаю, что я ГЛУПЕЦ и МОШЕННИК, но я думаю: «Я есмь центр вселенной!» Я СЧИТАЮ СЕБЯ центром вселенной! Думаю, что смогу доказать это в следующем году…
Тут он понес какую-то высокопарную чепуху, драматически возвышая голос, пока Хануман-Прасад Госвами не вырвал весьма бесцеремонно микрофон у него из рук. Шрила Прабхупада повернулся к Шьямасундаре:
— Что он говорит?
— Он говорит, что он — центр вселенной, Шрила Прабхупада.
В зале воцарилась тишина. Прабхупада улыбнулся и спокойно сказал в микрофон:
— Что ж, все так думают. Каждый человек уверен: «Я — высший наслаждающийся, и всё вокруг существует для моего удовольствия». Так что вы ничем не отличаетесь от остальных… На самом деле Кришна — Верховная Личность, Бог, и это Он является центром вселенной, так что ваше притворство не продлится долго.
Зал расхохотался, а затем встал и зааплодировал — это была настоящая овация, сопровождавшаяся свистом и приветственными криками. Шрила Прабхупада выставил оппонента обычным глупцом-материалистом. Чародей получил достойный отпор!
Прабхупада показал, чтобы начинали киртану и вскоре зал преобразился, наполнившись звуком сотен голосов, поющих «Харе Кришна». Никогда еще в Мельбурне не собиралось вместе столько людей, чтобы петь. Это был буйный хор. Барабан Нанда-Кумары рокотал, а тарелки лязгали, как проносящийся мимо локомотив. Преданные вместе с гостями танцевали на сцене, в проходах и в бельэтаже, утопая в экстазе харинамы. К концу киртаны кто-то стал разбрасывать со сцены ладду*. Толпа обезумела, люди высоко подпрыгивали, чтобы поймать сладость. Даже когда Прабхупада ушел со сцены, пение еще долго продолжалось.
* * *
Когда Шрила Прабхупада садился в автомобиль, к нему подошел какой-то индиец и поздравил его с успешной лекцией. Прабхупада сложил руки в почтительной пранаме и слегка наклонил голову.
— Благодарю вас, — смиренно сказал он.
По пути обратно в храм Прабхупада почти неслышно повторял мантру на заднем сидении и был тих и скромен, как ребенок. Ничто в его поведении не указывало на то, что всего несколько минут назад его приветствовали аплодисментами тысячи людей. Все эти выражения восторга не затрагивали его, он оставался отрешенным и непорочным, хотя в то же время выглядел серьезным и древним.
Преданные вспоминали собственные слова Прабхупады: «Смирение — это значит не стремиться к удовлетворению от того, что тебя прославляют другие. Пока человек не станет смиренным и кротким, он не достоин сидеть у лотосоподобных стоп Господа.
Прабхупада вошел в свою комнату в сопровождении восторженной группы преданных. Реакция публики, сказал он им, предвещает широкое распространение Сознания Кришны в Мельбурне.
Прабхупада сел на коврик перед мраморным столиком. Упендра принес миску воздушного риса с арахисом и чашку горячего молока. Шрила Прабхупада взял несколько орешков и, ловко забросив их в рот, задумчиво пожевал. Он попросил Шьямасундару прокрутить аудиозапись лекции. Прабхупада прослушал всю лекцию, вместе с вопросами, от начала до конца, и преданные молча слушали вместе с ним. Дело шло к полуночи. Шрила Прабхупада встал. Преданные тоже поднялись и, по очереди предложив ему поклоны, вышли из комнаты.
Через пару часов, когда весь Мельбурн спал, наш джагат-гуру был уже на ногах и диктовал свой революционный «комментарий Бхактиведанты» к дивному Шримад-Бхагаватам — это был культурный труд ради восстановления духовности всего человеческого общества.
Суббота, 8 апреля 1972 года
После завтрака Шрила Прабхупада описал свой дальнейший план путешествия в письме Гуру-дасу во Вриндавану.
Наша австралийская программа очень меня радует. Через несколько дней мы вылетаем в Новую Зеландию, где Тушта-Кришна открыл новый центр ИСККОН, а затем отправимся в Гонконг и Японию, так что ты можешь отвечать мне на сиднейский адрес до 18 апреля 1972, в Токио с 18 апреля по 1 мая, а после того имей в виду Лос-Анджелес. Регулярно посылай мне отчеты о том, что происходит, особенно касательно Вриндаваны.
Прабхупада очень вдохновляюще