и любовно обращался с Дипаком, который теперь служил в мельбурнском храме как постоянный пуджари. Дипак, в свою очередь всячески старался услужить. Он взял себе за правило ежедневно приносить Шриле Прабхупаде махапрасад с утреннего поклонения Божествам — гирлянды, листья туласи* и другие священные предметы.
Дипак всегда восхищался глубиной духовных переживаний Прабхупады. Вчера, когда он ехал в автомобиле позади Прабхупады, Прабхупада вдруг рассмеялся. Повернувшись к Дипаку он сказал:
— Ты знаешь, что означает это имя — Дипак?
Дипак, смущенный этим неожиданным проявлением веселости Прабхупады, не смог ответить.
— Это значит просвещать, нести свет во тьму.
Прабхупада снова засмеялся, предоставив недоумевающему Дипаку размышлять над происшедшим.
Теперь Дипак пришел с вопросами. Он хотел знать, какие блюда готовить Божествам и когда их предлагать. Прабхупада подробно ответил, указав те виды пищи, которые Кришна предпочитает есть в разное время суток.
У Дипака были и другие, более личные вопросы.
— Шрила Прабхупада, — взволнованно спросил он, — не могли бы вы открыть мне секрет духовного продвижения?
Дипак надеялся услышать какой-то таинственный, эзотерический ответ.
— Да, — серьезно сказал Прабхупада, — Повторяй Святое имя, шестнадцать кругов ежедневно. Никогда не прекращай этого занятия, и духовное продвижение тебе гарантировано.
У Дипака был еще один вопрос.
— Шрила Прабхупада, что я могу сделать для вас?
Ответ Прабхупады полностью его удовлетворил:
— Твоего желания служить, — ответил Прабхупада, — достаточно.
* * *
Дипак был не единственным, кто испытал лично на себе возвышенное чувство благодарности, которое Шрила Прабхупада питал к своим ученикам за их смиренное служение. Однажды Шрила Прабхупада попросил Нанда-Кумару сходить посмотреть, кто это поет в алтарной, и слуга сообщил ему, что это Кришна-Преми.
— Она прекрасно поет, — сказал Прабхупада с улыбкой.
Джагаттарини тоже знала, как неизменно благодарен Прабхупада за самое незначительное подношение. Когда она отполировала караталы Шрилы Прабхупады и сделала для них новые тесемки и сшила новый мешочек для них, Прабхупада благосклонно принял их и выразил искреннее восхищение: «О, благодарю. Очень красиво», — и даже похвалил ее сари.
В тот день Джагаттарини получила возможность представить Шриле Прабхупаде своих родителей лично. Родители Джагаттарини удобно уселись перед ним, а он оперся левой рукой на подушку.
Прабхупада взглянул вниз, на Джагаттарини, сидевшую скрестив ноги на бельгийском ковре перед ним.
— Так значит, это твои отец и мать?
— Да, Шрила Прабхупада, — подняла глаза Джагаттарини.
Прабхупада улыбнулся отцу:
— Ваша дочь освободит вас.
— Да, мы всегда знали, что она сделает что-то подобное, — ответил тот взволнованно.
Прабхупада помолчал. Его лицо выражало одновременно озабоченность и сострадание.
— Не думайте, пожалуйста, что она больше не служит вам. Она совершает высшее служение. Благодаря ей много поколений предков и много поколений потомков будут освобождены.
Прабхупада рассказал, как повсюду в мире к нему приходят родители его учеников и благодарят его за те положительные изменения, которые произошли в жизни их детей. Родители Джагаттарини внимательно слушали. В конце встречи Шрила Прабхупада взял свою душистую гирлянду и жестом велел Шьямасундаре подарить ее матери Джагаттарини, которая с трепетом приняла этот дар.
* * *
После обеда Шрила Прабхупада вернулся в Сидней, где намеревался пробыть еще несколько дней, прежде чем отправиться в Новую Зеландию.
Приземлившись в сиднейском аэропорту Кингсфорд-Смит, Прабхупада со свитой быстро перешел бетонку и соединился с группой преданных, которые почтительно встретили его, и через несколько минут уже направлялся в храм. С момента, когда несколько дней назад в храм позвонил Моханананда, сиднейские преданные пребывали в блаженной лихорадке обновления храма. Перед некогда запущенным домов в Поле теперь были высажены банановые пальмы. Окна храма обрамляли золотые декоративные решетки. Резные деревянные арки в индийском стиле, выкрашенные золотой краской, украшали веранду, а скрипучие железные вороты были смазаны.
Когда Прабхупада вошел в главные ворота, на лице его отразилась радость по поводу всех этих усовершенствований. А на те усовершенствования, которых он не заметил, ему тут же указали. На этот раз преданные были готовы к прибытию Шрилы Прабхупады, ждали его. В вестибюле, перед входом в алтарную, юный брахмачари омыл Прабхупаде стопы теплой водой, смешанной с ароматными розовыми лепестками.
Войдя в алтарную, Прабхупада увидел, что и она подверглась изменениям. Вайбхави провела много бессонных часов на лесах, окрашивая золотой краской рельефные пластиковые украшения на потолке храма. Любовь, вложенная в этот труд, принесла плод — результат был впечатляющим. Кто-то указал Шриле Прабхупаде на цветные розетки, окружавшие новую люстру и подходящий по стилю светильник в комнате Божеств. Преданные покрасили плинтусы золотом и отбили такой же бордюр по верхнему краю стен. Над аркой, отделяющей комнату Божеств от зала, красовалась теперь харе-кришна-мантра, написанная четкими красными санскритскими буквами. Стены храма были украшены многочисленными плакатами в золотых рамах.
Прабхупада удовлетворенно кивал головой, глядя на все эти усовершенствования. Видя это, преданные чувствовали, что их старания достойно вознаграждены.
Воскресенье, 9 апреля 1972 года
Поскольку у храма не было возможности купить еще один, легковой автомобиль, Прабхупада ездил на утренние прогулки в Парк Столетия на переднем пассажирском сидении грузопассажирского «фольксвагена». Преданные, которым повезло сопровождать Шрилу Прабхупаду на прогулке,