Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 79 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 79

в Новой Зеландии, отвергли собственное благочестие и ведут недостойную жизнь ради удовлетворения чувств. Прабхупада называл индийских эмигрантов «новыми воронами». Вороны роются в мусоре и тем кормятся. И в какой-то момент они уже насытились и отворачиваются от кучи мусора. Но если прилетает новая ворона, она проявляет особенную жадность. Так и многие индийцы, недавно приехавшие на Запад, проявляют б?льшую жадность к материальным благам, чем сами западные люди. Но хотя Прабхупада и критиковал индийцев, однако, всякий раз, встретив индийца, он бывал особенно мягок и доброжелателен с ним, хотя когда дело касалось философских отклонений, всегда оставался бескомпромиссным и твердым.

Программа в «Зале Ганди» показала, как сильно погрязли представители индийской общины в мешанине философских заблуждений. В «Зале Ганди» по традиции никому не оказывали пышных приемов, и прием, оказанный Шриле Прабхупаде, не был исключением. Организация была не на высоте, слушатели без зазрения совести громко переговаривались друг с другом прямо во время лекции, вели себя непочтительно, казалось, им ничего не интересно.

Прабхупада прочитал длинную и убедительную лекцию по Бхагавадгите 7.1: шри-бхагаван увача, майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах, асамшайам самаграм мам йатха джнасйаси тач чхрину. «Верховный Господь сказал: "А Сейчас, о сын Притхи, услышь о том, как, вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путем йоги»23.

Речь Прабхупады была бескомпромиссной. Он снова и снова подчеркивал превосходство личностного аспекта Бога, Бхагавана, основываясь на теистической философии Вед, которая утверждает, что высшее понимание Абсолютной Истины — это понимание ее как Личности. Этому учили выдающиеся ачарьи древней Индии, такие как Рамануджа и Мадхва.

Он подчеркнул, что знание тех, кто думает, что Всевышний есть «ниракара», бесформенный, дефектно. Прабхупада цитировал Бхагавадгиту, утверждая, что имперсональный Брахман подчинен Бхагавану и исходит из Него, так же точно, как солнечный свет исходит из планеты Солнце.

Философски Прабхупада противопоставил себя большинству слушателей. Хотя в «Зале Ганди» Бхагавадгиту обсуждали регулярно, выводы таких обсуждений обычно не выходили за рамки имперсональной концепции. Аудитория привыкла слушать о том, что имперсональный аспект Абсолютной Истины выше.

Прабхупада прекрасно понимал, что б?льшая часть его слушателей убеждена, что все исчерпывается имперсональным присутствием Абсолютной Истины, а Божественная Личность есть в конечном итоге не более чем иллюзия. Теизм Прабхупады полагал каждую личность, атму, вечной служанкой верховного божественного существа, Бхагавана, а большая часть тех, кто сидел сейчас перед ним, были последователями Шанкары, который считал каждое живое существо не индивидуальным, а идентичным Богу, Верховному Брахману. Исходя из концепции Шанкары, незачем поклоняться Богу за пределами своего «я».

Прабхупада ясно показал всю ущербность так называемой «концепции ниракары».

— Вы так тупы, ваши чувства столь ограничены, несовершенны, что вы не можете представить себе, что точка может иметь длину и ширину. Но из Вед мы знаем, что не только точка, но даже одна десятитысячная часть кончика волоса может быть измерена. Кешагра-шата-бхагасья шатадха кальпитасья ча, джива бхаго са виджнеях. А у нас нет представления, нет ни инструмента, ни достаточного знания о том, какова длина и ширина живого существа. Поэтому ведическая литература дает вам указание: представьте себе, что такое одна десятитысячная часть точки, и это будет размер вечной души. Итак, живые существа, духовные искры — их размер указан здесь. А где есть размер, там есть и форма… Но поскольку мы не способны увидеть форму, мы говорим о ниракаре. Это просто наше невежество.

Как мы являемся живыми существами, сказал Шрила Прабхупада, так и Всевышний является живым существом.

— Мы — брахман. А Кришна — пара-брахман, то есть, Верховный Брахман. Нитьо нитьянам, предводитель всех вечных. Четанаш четананам. Он — Верховное живое существо, повелитель всех живых существ. Он тоже живое существо. И если я живое существо, и у меня есть форма, почему тогда у Верховного живого существа не должно быть формы? Это просто скудость знаний. Он отнюдь не «ниракара». Но мы не можем оценить его «акару». Вот в чем «ниракара». Мы не можем даже представить себе, насколько Он велик. «Ниракара» вовсе не значит «бесформенный». Когда в шастрах употребляется это слово, «ниракара», оно означает только то, что у Него нет «пракрита-акары», то есть, материальной формы. Вот что значит «ниракара», а вовсе не то, что у Него совсем нет формы. Это просто скудость познаний. Он — сач-чид-ананда-виграха.

Поэтому Кришна говорит в Бхагавадгите: аваджананти мам мудха манушим танум ашритам — Моя изначальная форма подобна человеческой. И в Библии тоже говорится: «Человек сотворен по образу и подобию Божию». Так что у Бога есть форма, и она подобна человеческой: две руки, две ноги — и Он сам нисходит, чтобы показать Себя. Таков Кришна. Он вовсе не «ниракара». Ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах. «Виграха» означает «форма».

Прабхупада говорил долго, цитируя множество стихов из шастр. В заключение, однако, он обратился к культурному наследию своих слушателей.

— Вы все выходцы из Индии. В нашей стране есть пять великих ачарий, которые практически полностью управляют индуистским обществом, ведическим обществом: Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Нимбарка, Вишнусвами, Господь Чайтанья Махапрабху.

Навигация:

Страница 81
Страница 80
-- Страница 79 --
Страница 78
Страница 77