Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: LESSON~1
------ Страница 5 ------

LESSON~1 - Страница 5

Обходиться без него. Все мерить под свой собственный счет.

Курс занятий предполагает также строго обязательную часть - медосмотр. На медосмотре методист вместе с врачом детальнейшим образом знакомится с каждым своим больным. Делает у себя в жур- нале по каждому членую своей группы необходимые для себя пометки.

И уже потом, ведя дальнейшие занятия, на основании данных этого первичного медосмотра, методист хорошо знал, кому из своих пациентов можно будет порекомендовать в дальнейшем, скажем, бо- лее интенсивные тренировки. А кого (допустим, тех же инфарктни- ков) нужно вести крайне осторожно.

Занятие второе

а) каким органом вы лучше всего ощущаете свое дыхание?

б) уменьшение глубины дыхания с помощью правила правой руки

в) что такое контрольная пауза?

г) правило левой руки

д) минутный объем дыхания

е) как "поймать" диафрагму?

ж) расслабление через напряжение

з) учитесь мыслить причинно

и) уменьшать привычную дозу лекарств следует по одной чер- верти

к) первые советы вновь поступившим больным

На прошлом занятии было изучено правило правой руки. Оно учит нас, как уменьшить глубину дыхания, даже еще не внедряясь в САМО ДЫХАНИЕ. В его процесс. Первый палец - удобная поза. Втор- лой палец - правильная осанка. Эти первые два пальца создают ус- ловия для расслабления дыхательной мускулатуры. Третий палец - глаза вверх. Голову при этом держим прямо, чтобы подобородок на- ходился на уровне яремной ямочки. Четвертый палец - ноги под се- бя. Пятый - губы трубочкой. И расслабить при этом корень языка, произнося звук А-О-У-М.

Методист также просила пациентов определить, какой из пяти факторов помогает вам лучше всего уменьшить глубину дыхания. И каким органом они лучше всего ощущают свое дыхание.

Поначалу очень сильно зрачки не поднимайте. Постепенно все надо проделывать. Тогда и неприятные ощущения исчезнут. Не всем нравится этот самый подъем зрачков вверх. Но вещь и впрямь очень и очень эффективная, если ее как следует освоить.

А как мы меряем свое дыхание, не забыли? Через паузу. Мак- симальная пауза - наш с вами ИНСТРУМЕНТ для изменения дыхания.

По величине паузы в секундах мы определяем наше дыхание. Паузу эту мы делаем в конце естественного, ненасильственного вы- доха. Повторим еще раз, что максимальная пауза - это задержка дыхания в конце выдоха до предельной трудности. Но так, чтобы не стало плохо. А то ведь можно довести себя и до гипоксии, когда в клазах уже начинает темнеть. И чтобы не было после глубокого вдоха!

Сели удобно. С хорошей осанкой. Лопаточки вместе свели. Плечи мягко назад. Руки тяжелые, сбросили. И как только мы с ва- ми каждый фактор будем выполнять, сразу посмотрим: что происхо- дит с дыханием.

Ноги под себя. И звуки О-У-М. Губы трубочкой. Хоть громко, хоть мысленно.

Расслабились. Диафрагма, живот, грудь - все расслаблено. Живот должен быть совсем мягким.

Измеряется максимальная пауза.

Просьба, ничего не делать бездумно. Тут же следует опреде- лять, что происходит с дыханием. Чтобы грамотно измерить, кончик носа нужно зажать пальцами. Лучше всего измерять паузу под водой.

Если у некоторых больных после снятия паузы приоткрывается рот, то это уже не максимальная пауза, а ЗАДЕРЖКА дыхания. Или Передержанная пауза.

Первые секунды всем вам легко держать паузу. Потом труднее. Пауза до первой трудности называется контрольной. А дальше уже мы держим паузу волевым усилием. То есть контрольная пауза - это пауза до первой трудности и до первого желания вдохнуть. Она яв- ляется составной частью максимальной паузы.

Помните, паузы можно мерить подряд только с интервалом, не меньшим по продолжительности, чем три ваших паузы, сложенные вместе.

А задержанная часть (низ графика?) - это уже передержка. Здесь вы уже после паузы попростуу срываете свое дыхание.

На втором занятии методист дает правило левой руки, которое есть суть метода Бутейко. Ведь, фактически говоря, метод заклю- чается в том. чтобы сделать ваше дыхание неглубоким.

Итак, правило левой руки, это:

ПЕРВОЕ, большой палец - Постепенное.

ВТОРОЕ, указательный палец - Уменьшение.

ТРЕТЬЕ, средний палец - Глубины дыхания.

ЧЕТВЕРТОЕ, четвертый палец - Путем расслабления диафрагмы.

ПЯТОЕ, мизинчик - До чувства легкого недостатка воздуха. Надо так научиться умепньшать глубины дыхания, чтобы легкий не- достаток воздуха стал вам приятен.

Чем интенсивнее выдох, тем активнее теряем СО2. А чем вызы- вается интенсивный выдох? Активным вдохом!

Можно ли много вдохнуть, но мало выдохнуть? Нет! Поэтому Константин Павлович говорит, что если вы сумеете вдох перестро- ить, то выдох сам перестроится. Отсюда вывод:

Первое - за выдохом мы не следим. Мы с ним ничего не дела- ем. Не укорачиваем и не удлиняем. Наш естественный выдох - пас- сивный.

Второе - наша задача исправить, ограничить ВДОХ.

Он должен быть незаментый. Чуть-чуть. Чем больше вы диаф- рагму расслабляете, тем вдох становится меньше.

Не надо стараться вдохнуть. Это ведь рефлекторное заполне- ние воздухом легких. Оно и так произойдет. Стараться нужно расс- лабиться. А расслабление происходит на выдохе. Поэтому старай- тесь выполнять вдох, как выдох. Он-то у вас естественный, само- произвольный. На расслаблении.

Поэтому все вниз. Все сбрасывать. Расслаблять. Все вниз.

Когда же вам снова захочется вдохнуть, не оттягивайте тогда начало следующего вдоха. Не делайте искуственную задержку вдоха. Но у вас должна оставаться одна забота - не вдохнуть много.

Никаких искуственных задержке не делать. И при этом у вас должна ощущаться маленькая нехватка воздуха. То

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3