Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: АШТАНГА-ХРИДАЯМ
------ Страница 31 ------

АШТАНГА-ХРИДАЯМ - Страница 31

гости, дети, благожелатели и животные, а также

после размышлений о самом себе. Есть надо внимательно, не очень быст-

ро, не очень медленно, молча, в одиночестве. Перед принятием пищи над-

лежит совершить омовение и вымыть стопы, лицо и руки, нагулять аппе-

тит. Нельзя ругать и оскорблять пищу. Стоит принимать больше жидкой

пищи, наиболее любимой, в обществе приятных людей, чистых (душой и

телом) и расположенных друг к другу.

Пища, в которую попала трава, волосы и т.д., разогретая, состоящая в

основном из овощей и нежелательных семян (семян сорняков), очень горя-

чая и очень соленая - должна быть отвергнута.

Сгущенное молоко, курд, сыворотка, щелочные субстанции, ферменти-

рованные напитки, не сваренный редис, мясо испуганных или возбужден-

ных животных, сухое мясо, мясо вепря, коровы и буйвола, баранина и ры-

ба, маш, бобы, мелкий ячмень, корень, стебель и семена лотоса, сушеные

овощи и уваренная черная патока не должны входить в привычку.

Рис, пшеница, ячмень, рис, вызревающий за шестьдесят дней, мясо ди-

ких животных, фасоль, сахар, соль, топленое масло, речная вода, молоко,

мед, гранат, корень сиды сердцелистной, терминалия хебула, эмблика ле-

карственная, виноград культурный, Marselia minuta, Laptadenia reticulata и

трихозантес двудомный могут приниматься регулярно (и войти в привыч-

ку).

Трипхала должна приниматься ежедневно перед сном вместе с медом и

топленым маслом для улучшения зрения. Все остальные средства, ведущие

к укреплению здоровья и профилактике болезней, также могут принимать-

ся регулярно.

Пища, тяжело усваиваемая, жирная, сладкая, вязкая и тяжелая, напри-

мер сахарный тростник, корневище лотоса, кокос, манго, сладкие мясные

шарики, банан браминов, сладости и др., должна приниматься в начале

еды. Пища, обладающая противоположными качествами - в конце. Пища,

обладающая кислым и соленым вкусом - в середине.

Две части желудка - для твердой пищи, часть для воды и часть для

движения Воздуха (и остальных доша).

Для запивания пищи, приготовленная с ячменем и пшеницей, идеально

подходит холодная вода. Она хороша после йогурта, вина, меда и после

принятия отравленной пищи. Теплая вода рекомендуется после пищи, ко-

торая богата крахмалом, после сыворотки, обезжиренного молока и фер-

ментированных напитков. После пищи, приготовленной из овощей и маша

пиво подходит для тех, кто хочет поправиться, а медовая вода для тех, кто

хочет похудеть; мясной отвар - для истощенных, вино - после мяса и для

тех, у кого слабый Агни, молоко как нектар для тех, кто ослаблен болез-

нью, лечением, прогулками на длинные дистанции, болтовней, сексуаль-

ными отношениями, постом, солнцем и др., для истощенных, стариков и

детей.

Для запивания идеален тот напиток, который обладает качествами, про-

тивоположными съеденной пище, но не обладает с ней несовместимостью.

Такой напиток всегда полезен.

Анупана бодрит, порождает удовлетворенность, помогает правильно-

му движению пищи по пищеварительному тракту, дает силу, разбавляет и

разбивает плотные комки пищи, облегчает смачивание пищевого комка и

его переваривание.

Анупана не рекомендуется при болезнях, расположенных выше клю-

чиц, одышке, кашле, повреждениях грудной клетки, рините, хрипах, для

певцов и декламаторов (людей, которым приходится долго и много гово-

рить).

Питье жидкости не рекомендуется при водянке, полиурии, диабете, бо-

лезнях глаз, горла и ранах.

Люди, вне зависимости от конституции, после питья жидкости не

должны петь или громко говорить, много ходить, спать; перегреваться под

солнцем или у огня, путешествовать на повозке (ПРИПИШИ в коммента-

риях_ ИЗБЕГАТЬ ТРЯСКИ!), плавать и ездить на верховых животных по-

сле еды.

Идеальное время для принятия пищи - после мочеиспускания и дефе-

кации, когда ум спокоен, когда доша движутся по свойственным им кана-

лам, когда отрыжка чиста (без запаха и вкуса), когда голод достиг макси-

мума, когда нечистоты легко опускаются вниз, когда пик Агни, когда ор-

ганы чувств спокойны, когда в теле чувствуется легкость. Пища должна

приниматься со всеми правилами и процедурами. Это идеальное время.

sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya -

sU]Sqane ma]aixtIyo nam AZ$mo_?yay: -- 8 --

Так заканчивается глава Матрашитайа (режим принятия пищи), восьмая

в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагб-

хатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.

Глава девятая

ДРАВЙАДИ ВИДЖНАНИЙА

Навигация:

Страница 33
Страница 32
-- Страница 31 --
Страница 30
Страница 29