Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: АШТАНГА-ХРИДАЯМ
------ Страница 32 ------

АШТАНГА-ХРИДАЯМ - Страница 32

(наука о субстанциях)

Aqato d(rVyaidiv&anIym?yay VyaXVyaSyam: -

sit h Smahura]eyadyo mhzRy: -

Сейчас мы поведаем главу Дравйади виджнанийа (наука о субстанци-

ях), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.

d(rVymev rsadIna X#Z# * te ih tdaX#ya: -

Субстанции обладают вкусом и другими качествами, ведь именно по

качествам познается субстанция.

pHc.UtaTmk

Субстанции состоят из пяти первоэлементов. Они являются субстратом

Земли (Притхви бхута), Воды (Ап), Огня (Агни), Воздуха (Вайу) и Эфира

(Акаша), сочетания которых порождают ее качества. Субстанции характе-

ризуются по первоэлементу, преобладающему в их составе.

Вкусы бывают двух типов - проявленный - Раса и не проявленный,

вторичный, ощущаемый уже после первого вкуса - Анураса.

Гуру (тяжесть) и остальные качества (Гуны), присутствующие в суб-

станциях, проявляются через вкус. Гуны описываются как атрибут вкуса,

ведь они очень тесно связаны между собой.

Субстанции, обладающие такими качествами, как тяжесть, громозд-

кость, массивность, с преобладанием запаха относятся к первоэлементу

Земля (Притхви махабхута). В организме они дают тяжесть, стабиль-

ность, плотность и рост.

Субстанции, обладающие такими качествами, как жидкое агрегатное

состояние , холодность, тяжесть, маслянистость, текучесть и густота, с

преобладанием вкуса, относятся к первоэлементу Вода (Ап махабхута).

Она отвечает за соединение, секрецию, увлажнение, удовлетворение и

смачивание.

Субстанции, обладающие такими качествами, как сухость, острота, те-

плота, подвижность, небольшие размеры, с преобладанием цвета и формы,

относятся к первоэлементу Огонь (Агни, или Теджо махабхута). Они вы-

зывают жжение, блеск (румянец), окрашивание и обмен веществ.

Субстанции, обладающие такими качествами, как сухость, подвиж-

ность, легкость, с преобладанием Спарша танматра относятся к перво-

элементу Воздух (Вайу махабхута). Они вызывают сухость, легкость, дви-

жение (во всех его проявлениях), ясность и истощение.

Субстанции, обладающие такими качествами, как очень маленькие раз-

меры, чистота, легкость, с преобладанием звука, относятся к первоэлемен-

ту Эфир (Акаша махабхута). Они образуют полости и порождают лег-

кость.

Нет ни одной субстанции в этой Вселенной, которую нельзя было бы

использовать в лечебных целях, причем не одним способом.

Субстанции с преобладанием Огня и Воздуха имеют склонность к под-

нятию вверх, а те, что с преобладанием Земли и Воды - к опусканию вниз.

Это все о субстанциях, а о вкусах мы поговорим ниже.

Некоторые авторы утверждают, что тяжесть, маслянистость, холод-

ность, мягкость, легкость, сухость, горячесть и подвижность - восемь

Вирйа - потенций.

Чарака пишет (ВСТАВЬ НОМЕР ШЛОКИ И ШЛОКУ!), что эти качест-

ва соединены с действием, без Вирйа нет действия, все действия идут от

Вирйа.

Ток, кто считает, что тяжесть (и остальные качества) являются Вирйа,

приняли это после долгого изучения, ибо из всех существующих качеств

эти восемь - главные, их действие наиболее сильное и важное в повседнев-

ной жизни, и в большинстве субстанций заметное в первую очередь.

Вкус и остальные качества (помимо этих восьми) также могут назы-

ваться Вирйа, но они так не называются, так как они не подходят (под те

четыре тезиса, которые приведены в предыдущем стихе). Поэтому тяжесть

и остальные (семь) - Вирйа.

Некоторые авторы считают, что только тепло и холод являются Вирйа.

Они это мотивируют тем, что субстанции очень многообразны и обладают

огромным количеством качеств, но самые сильные - Огонь (Агни) и Вода

(Сома), совсем как Вйакта и Авйакта (проявленность и непроявленность)

этой Вселенной, и, различая их, невозможно ошибиться.

Ушна вирйа - горячая Вирйа формирует головокружение, жажду, исто-

щение (без предварительной физической работы), испарину, жжение,

сильное и быстрое пищеварение, уравновешивает Вату и Капху. Сита

вирйа - холодная Вирйа отвечает за соединение (диссимиляцию), жизнь,

медлительность и очищение крови и Питты.

В процессе переваривания пищи, в конце пищеварения, из-за действия

Джатхарагни - огня пищеварения, происходит изменение вкуса пищи.

Этот процесс носит название Випака (послевкус).

Сладкий и соленый вкусы превращаются в сладкий, кислый не меняет-

ся, горький, вяжущий и острый становятся острым.

Действие вкуса и послевкуса сходно.

Субстанции проявляют свои положительные или

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30